Пресс-центр

 
1 апреля 2011 г.
Дмитрий Дунов: «Выкуп земельных участков при строительстве моста через Ангару проводился неэффективно»

Коллегия Контрольно-счетной палаты Иркутской области опубликовала результаты плановой проверки Дирекции по строительству мостового перехода через реку Ангару в Иркутске. Как сообщается на сайте КСП, выявлены нарушения законодательства на сумму свыше 78,2 млн рублей.

Как пояснил аудитор Дмитрий Дунов, в том числе использовано неэффективно 51,3 млн рублей, недополучено в доходную часть бюджета 3,8 млн рублей, использовано с нарушением действующего законодательства 23,1 млн рублей. Рекомендовано ко взысканию или возврату 36,2 млн рублей, в том числе 32,3 млн рублей – объем средств, рекомендованных к возврату по результатам предыдущих проверок.

В частности, как сообщил аудитор, постановлением мэра Иркутска от 15 мая 2000 года дирекции для строительства моста был выделен земельный участок, обремененный правами собственников жилых домов, землевладельцев, землепользователей. Это существенно затруднило работу по освобождению площадки для строительства мостового перехода. Если право собственности на участки было оформлено официально, то они приобретались на основании решений правительства Иркутской области об изъятии для государственных нужд. Если право собственности на участки не было оформлено, то на основании договоров мены приобретались жилые дома, которые были расположены на участках.

В соответствии с распоряжениями об изъятии для государственных нужд в течение 2009 и 2010 годов собственникам перечислено 294,6 млн рублей и предоставлено семь квартир на сумму свыше 14 млн рублей. В собственность Иркутской области приобретены 28 земельных участков общей площадью 22,9 тыс. кв.м. и стоимостью 308,6 млн рублей. На основании 15 договоров мены собственникам жилых помещений предоставлена 21 квартира общей стоимостью 47,5 млн рублей, в состав имущества областной казны передано три жилых дома и часть долей в собственности двенадцати домов, расположенных на земельных участках площадью 8,7 тыс. кв.м.

Следует отметить, что, несмотря на утверждение проекта границ и актов о выборе земельных участков, предназначенных для строительства моста еще в январе-мае 2007 года, собственники имущества беспрепятственно совершали сделки по продаже земельных участков вплоть до марта 2010 года. Более того, из 27 земельных участков, приобретенных в собственность области в 2009-2010 годах, 22 первоначально были проданы администрацией Иркутска физическим лицам, причем значительно дешевле, чем позже приобретала их в собственность Иркутская область.

Так, земельный участок, реализованный администрацией Иркутска в июле 2007 года, обошелся физическому лицу-покупателю в 8,8 тыс. рублей. Спустя семь месяцев этот же участок был оценен для выкупа в собственность Иркутской области в сумме 8,6 млн рублей, или в 985 раз дороже.

Кроме того, проверка КСП области показала, что в выкупную цену изымаемых объектов включалась рыночная стоимость земельных участков при отсутствии права собственности на них, в результате только по пяти объектам областной бюджет заплатил за землю, правом собственности на которую собственники жилых домов не обладали, свыше 28,6 млн рублей. Так, пятерым собственникам жилого дома, которые купили его в 2009 году за 480 тыс. рублей, не приобретая права собственности на землю, в 2010 году предоставлено семь квартир общей стоимостью 16,05 млн рублей. При этом в отчете об оценке за 2010 год стоимость земельного участка с жилым домом для выкупа за счет средств областного бюджета составила 20,4 млн рублей, а реально принадлежащее собственникам имущество – дом – оценен лишь в 1,6 млн рублей.

Как отметил аудитор КСП области Дмитрий Дунов, нарекания вызывает и процесс определения выкупной цены объектов недвижимости, расположенных в зоне строительства. Проверка показала, что оценка одних и тех же объектов недвижимости с 2008 по 2010 годы проводилась от двух до четырех раз, в результате стоимость только 13 строений, построенных в 1917–1960 годах, увеличилась на шесть млн рублей. В соответствии с действующим законодательством, оценка объекта действительна в течение шести месяцев. Но два объекта были повторно оценены до истечения этого срока, в результате оценочная стоимость одного из них в течение месяца увеличилась на 47,2%, а выкупная цена другого за пять месяцев выросла на 40,5%.

Также проверка КСП области показала, что с 2007 по 2010 год на проведение работ по сносу строений и насаждений, расположенных в зоне строительства моста, заключено семь сделок на общую сумму 10,2 млн рублей. Фактически исполнены принятые обязательства на сумму 8,2 млн рублей: 83 дома снесены, подлежат сносу еще 23. При этом какие-либо средства, получение которых было возможно в процессе списания и сноса объектов недвижимого имущества, в доход областной казны не поступали. Не учитывалось подобное возмещение и в процессе формирования стоимости работ по сносу этого областного имущества.

Как показала проверка, для расселения граждан с 2007 по 2010 год за счет областного бюджета приобретено 82 квартиры, один жилой дом и один земельный участок на общую сумму 210,4 млн рублей. При этом отдельные застройщики, с которыми были заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве квартир, исполнили свои обязательства с нарушением установленных сроков. КСП области требует взыскать в областной бюджет неустойку в размере 3,8 млн рублей.

По итогам проверки КСП области рекомендовала дирекции и правительству Иркутской области принять меры по устранению выявленных недостатков, обеспечивающие нормативное регулирование процедуры изъятия земельных участков, право собственности на которые не закреплено в установленном порядке. Кроме того, необходимо обеспечить невозможность совершения сделок третьими лицами с имуществом, в отношении которого принято решение об изъятии для государственных нужд. Также нужно обеспечить более тесное сотрудничество с администрацией Иркутска, чтобы исключить нерациональное использование муниципального имущества и неэффективное расходование бюджетных средств и более эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на выкуп имущества для государственных нужд.

Источник: ИА «Телеинформ»

Доступное жильё © ОАО «ИРЖА» 2011. Разработано в Web-Trust Web-Trust.